Древний мир.Уже в первобытном обществе человек вынужден был выполнять
простейшие парикмахерские процедуры: подрезал волосы кремневым ножом,
обжигал над пламенем. Мужчины связывали волосы в пучки кожаным ремешком,
женщины скручивали волосы в жгуты, плели косы.
Самые древние источники сообщают нам удивительные сведения:
парикмахер был важнейшим человеком своего племени. Он был и знахарем, и
священником. Древний человек был очень суеверным, и доисторические
племена верили, что и добрые, и злые духи проникают в каждого человека
через волосы. Изгнать злых духов из человека можно было, по их мнению,
только состригая его волосы. А если учесть то, что у каждого племени был
свой обряд изгнания злых духов через стрижку, то становится ясно, что
парикмахер был незаменимым членом сообщества.
Древний Египет.
Первые признаки парикмахерского искусства встречаются примерно в V
тысячелетии до нашей эры у египтян. Они занимались окраской волос и
ногтей, уделяли большое внимание и уходу за телом. При раскопках были
найдены сосуды с косметикой. Большое внимание уделяли изготовлению
париков.
Их делали из папируса, ткани, шерсти животных, окрашивали в разные
цвета. Фараон, например, носил парик, как бы сотканный из множества
косичек, пропитанных душистым маслом. Египтяне уже делали завивку волос и
париков при помощи холодной («мокрой») укладки. Пряди наматывали на
деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании грязь
отваливалась. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причём каждая
имела свою специальность.
Древняя Греция.
Но только у древних греков многочисленные правила и методы
выполнения причесок, стрижек и бритья приобрели не только названия, но и
истинный смысл парикмахерского искусства.В Греции причесывание,
завивка, надевание парика являлись своеобразным ритуалом, который длился
иногда по нескольку часов. Эти процедуры выполнялись специально
обученными рабынями, которых называли каламистрами.
Каждая процедура — мытье, окраска, завивка, стрижка
волос — выполнялась раздельно.Рабы-парикмахеры должны были не только
умело причесать, но и соблюсти правила эстетики. Они должны были
выдержать пропорцию, гармонию прически с чертами лица.
В Греции были уже настоящие салоны, где производилась стрижка бороды и волос, а также обработка ногтей.
В
большинстве случаев прическу делали из завитых волос, поэтому были
усовершенствованы металлические стержни-щипцы (каламис). Они
представляли собой круглый стержень, который нагревали на жаровне, затем
на него накручивали пряди волос. Для придания волосам блеска их
смазывали оливковым маслом. В готовой прическе для ароматизации прядей
прятали конусообразные пакетики с пахучей эссенцией их экстракта жасмина
и козьего жира.
Древний Рим.
У древних римлян, так же как и древних греков, парикмахерское
искусство пользовалось особым вниманием. Достаточно долго там
господствовал греческий стиль, пока не выработался собственный. Римские
патриции много часов проводили за прической.
Рабы – тонсоресс
квалифицированно осуществляли различные работы с волосами: мыли их,
ополаскивали в ароматических растворах, настоянных на травах. Они
выполняли прически горячей завивкой металлическими стержнями, делали и
«мокрую» холодную укладку с клейкими составами.
Стригли особыми серповидными бритвами. С приходом моды на бритые
мужские лица парикмахеры стали применять кроме серповидных бритв из меди
горячие компрессы – прикладываемые к коже сильно нагретые льняные
полотенца. Рабыня, которая проводила окончательную укладку волос и
оформляла прическу украшениями, посыпала ее золотой пылью, лазоревым
порошком, пропитывала ароматическими маслами, называлась кипасис.
В Древнем Риме существовали так называемые косметы - рабы, украшающие тело и лицо.
Средневековая Европа.
В ранней Средневековой Европе поиски в области моды и прически
считались греховными, все плотское считалось «от дьявола» и изгонялось —
в том числе, разумеется, и косметика. Женщины скрывали волосы под
накидкой, сложные прически стали не нужны. Мужчины в большинстве
стриглись "под горшок".
Расчески в это время делались из дерева или слоновой кости, в
некоторых случаях из золота. На них вырезались ангелы и мифологические
животные. Примерно в это время появились щетки из свиной щетины и из
ежовых игл.
И, тем не менее, именно в эту эпоху инквизиции и религиозных войн в
складывающихся городах ремесленники объединялись в цехи. Цирюльники и
брадобреи боролись за положение в обществе. Известно, что уже в Древней
Италии было развито производство и сбыт косметики и парфюмерии, и
центром его был город Капуя близ Неаполя.Там изготовлялись благовония,
эссенции, притирания, гримировальные средства, помады.
Генрих VIII утверждает Устав парикмахеров-хирургов.
Кроме бритья и стрижки, средневековые парикмахеры, которых называли
банщиками, оказывали жителям городов и иные услуги гигиенического
характера. Их цеховым гербом была медная мисочка для взбивания мыльной
пены, которую также использовали как гонг для подачи сигнала об открытии
бани. Таким образом посетители узнавали, что вода для купания уже
достаточно горячая.
Парикмахерские услуги.
На вывеске над головой парикмахерской: "Парики здесь, а также
сосиски, Черный Пудинг SCOTCH таблетки, порошок для зуда, бриджи BALLS
& мелочи от производителя".
Кроме банщиков, в средневековых городах существовали цехи
цирюльников, или брадобреев, которые позднее объединились с банщиками.
Цирюльники предлагали и медицинские услуги: ставили банки, пускали
кровь, прикладывали пиявки, вырывали зубы — по этой причине они охотно
называли себя хирургами. В эпоху Возрождения лавочки цирюльников росли в
городах как грибы после дождя.
В начале XV века цех банщиков и
цирюльников получил право иметь оружие и знамя с цеховой эмблемой —
изображением сороки. Членам цеха дозволялось носить повязку с вышитым на
ней гербом как знак цеховой принадлежности, при случае его можно было
использовать для пережимания артерий.
Парикмахер вытаскивает косточку из горла. Художники Dalziel Brothers 1864.
Цирюльник вырывает зуб. Художник Адриен Ван Янц 1630-35г.
Уличный цирюльник на востоке. 1694 год.
Знак Санкт-Петербургской российской ремесленной управы парикмахерского и цирюльного цеха (1885).
Уличный цирюльник. Федерико Гатти 1840 год.
Сатирическое изображение парикмахера.
В Париже специально готовили куаферов в академии парикмахерского
искусства, созданной куафером короля Людовика XV – мэтром Легро.
В Париже было около 1200 мужских парикмахеров, каждый вельможа имел
своего собственного. Мода менялась постоянно, буквально каждую неделю, и
все хотели выглядеть по "последней". И женские, и мужские прически
напомаживались и пудрились, с блохами и даже мышами были настоящие
проблемы.
Парижский парикмахер (coiffeur).
Общественные парикмахерские.
Время потихоньку меняло отношение к самому процессу стрижки и
бритья. Уличных брадобреев становилось все меньше. Часть их
обосновывалась в холлах гостиниц, часть объединялась и открывали первые
"кооперативные" парикмахерские.
Парикмахер. 1841 год.
Второе обритие головы (1872). Знаменский М.
В 60-70гг. XVIII века прически представляют собой целые волосяные
сооружения в полметра высотой, возводимые искусными
парикмахерами-куаферами в течение нескольких часов.
В Париже специально готовили куаферов в академии парикмахерского
искусства, созданной куафером короля Людовика XV – мэтром Легро. В это
время появляются все новые прически как результат соперничества куаферов
между собой.
Женские прически были невероятно затейливы и сложными
по конструкции. Спать в таких прическах было практически невозможно.
Кожа часто зудела. Спасались от этой напасти специальными палочками,
которыми чесали кожу головы дабы хоть немного уменьшить постоянный зуд.
Часто они были причинами разведения вшей и других насекомых.
В 1780 г. куафер Леонар придумал для королевы Марии-Антуанетты
сложную прическу, украшенную волнами шифона, перьями драгоценностями.
Для того чтобы ее выполнить, нужно было прибегнуть к помощи каркаса.
Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья.
Мария-Антуанетта
На такие высокие прически использовали до десятка шиньонов.
Прикрепляли их по поясам, на которые разделялась вся прическа. Часто
каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы
особенно не утяжелять прическу. Оживление театральных представлений
привело к побочной специальности по изготовлению театральных париков.
Демократизации моды, упрощению видов причесок способствовала
французская буржуазная революция 1789 года, которая сгладила сословные
различия, но не устранила их окончательно.
Царская Россия.
В России в области моды ориентировались на Францию. Многие салоны
принадлежали французским мастерам. Модные журналы выписывались из
Парижа, где проходили даже конкурсы мастеров-парикмахеров. В 1860 году
русские мастера Аганов и Андреев заняли первое место в конкурсе. А в
1888-1890 годах Иван Андреев получил за прически ряд наград и Почетный
диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства. Характер
причесок 1890-1900-х годов снова изменяется, в связи с переменами
произошедшими в общественной жизни конца столетия. Мода становится еще
более интернациональной, появляется деловой стиль, выражающийся в
простоте и рациональности причесок.
В 1675 г. царь Алексей Михайлович издает указ — «иноземных обычаев
не перенимать, волос на голове не подбривать, платья иноземного не
носить». Большинство населения в этот период пользовалось услугами
«холодных», бродячих цирюльников. В обязанности цирюльников входило не
только стричь, брить, но и пускать кровь, ставить пиявки, вырывать зубы,
лечить раны. Парикмахерским делом занимались и крепостные («тупейные
художники»), которых содержали в большой строгости, не разрешая работать
на других.
Петровские реформы ввели немецкие, а затем французские моды.
При
правлении Петра I наконец женщины перестали быть затворницами и смогли
посещать балы и ассамблеи. Вот тут-то и сыграла природа женщины основную
роль. Пытаясь перещеголять остальных, дамы все больше требовали от
своих кавалеров выписывать западных куаферов за неимением своих.
Так в русскую моду вошли прически большого объема из густых локонов и
с украшениями из дорогих ювелирных изделий. Со временем Россия все же
выработала свой собственный стиль, который был продиктован своеобразием
русской натуры. Постепенно прически дам становились все менее вычурными,
более скромными, что всегда отличало женщин России.
Мужская старорусская прическа «под горшок» сохранилась только среди крестьян и старообрядцев.
Состоятельные люди носили парики. В период царствования Елизаветы
Петровны был введен Указ о пользе брадобрития. Бородной знак в 1762 году
был отменен.
Уже в XVIII веке существовали журналы мод, их которых дамы узнавали о
модных тенденциях не только в одежде, но и в прическе. Это «Дамский
журнал князя Шаликова», «Библиотека Дамского Туалета», «Магазин
Английских, Французских и Немецких Мод», «Модное ежемесячное приложение»
и др.
Цирюльники таскали с собой громоздкие ящики, наполненные
замысловатым инструментом и парфюмерией. На шее у них неизменно болтался
деревянный стул, на который здесь же, на улице, усаживали клиентов.
Появление на улице цирюльника всегда становилось событием. Вокруг сразу
же собирались зеваки, останавливались прохожие, чтобы послушать их
скоморошьи присказы: "
— Бреем, стрижем бобриком-ежом, лечим
паршивых, из лысых делаем плешивых, кудри завиваем, гофре направляем
локоны начесываем, на пробор причесываем, парик промоем, кровь откроем,
мозоль подрежем, косу купим и срежем, мушки клеим, стрижем да бреем.
Банки, пиявки, набор грудной степной травки!"
Эти присказки — своеобразный перечень работ и услуг, проходившихся цирюльниками.
Кроме стула, неизменной принадлежностью цирюльников, как мы уже
заметили, был приборчик. В нем находились ланцеты, ножницы нескольких
видов, широкие бритвы, сосуд для хранения живых пиявок, простейшие
медицинские инструменты, загадочные медикаменты в темно-синих флаконах, а
также некая «помада собственного изготовления, рекомендуемая для
ращения волос»... Цирюльник в России — профессия уникальная, заключавшая
в себе не только парикмахерское мастерство, но и обязанности
доморощенного лекаря: он делал кровопускания, удалял зубы и даже лечил
раны.
Бродячие цирюльники слыли высококвалифицированными мастерами
парикмахерского дела, чем и сами нередко гордились. Каждый из них имел
свой круг клиентов и своеобразную легализацию. Один служил, например,
при дешевых городских банях, другой ходил «по приглашениям» по домам,
третий работал в дорогом фешенебельном салоне.
Цирюльничье дело стало умирать в 90-х годах XIX столетия. Оно даже
подвергалось запретам. На смену ему пришло дело парикмахерское.
Геннадий Спирин Иллюстрация к повести Гоголя "Нос".
После войны 1812 года французские пленные сменили мундиры на платье
цирюльников. Французы имели шумный успех. Знатные князья выписывали
настоящих парикмахеров из Парижа. В крупных городах открываются
парикмахерские, принадлежащие иностранцам. Обставлялись они дорогой
мебелью, зеркалами, витринами, много было парфюмерии и косметических
средств.
На столиках лежали модные французские журналы, обслуживание стоило дорого.
Россия в области моды была полностью ориентирована на Францию. В салонах, в своем большинстве, заправляли французские мастера.
В
Москве и Петербурге появились первые парикмахерские салоны, или, как их
называли, «залы для стрижки и бритья». Заметим, что пользоваться их
услугами могли только люди состоятельные, ввиду того, что любая из них
обходилась весьма недешево. На фасадах этих заведений красовались
вывески с изображением изящно причесанных кавалеров с блестящими от
помады волосами.
Здесь же, в залах, не только стригли-брили, но и торговали
парфюмерией. Обилие парикмахерских салонов, издание журналов по
парикмахерскому делу и причёске способствали распространению
всевозможных вариантов причёсок. Несмотря на внешний лоск и блеск
(парикмахеры были одеты в хорошие костюмы, носили манишку и цветной
галстук), их труд был сплошным унижением перед богатыми клиентами.
Парикмахерских
школ в дореволюционной России не было. Обучение проходило «в
мальчиках». И старые мастера не спешили делиться своими
профессиональными секретами.
В 1860 году русские мастера Агапов и
Андреев заняли первое место в конкурсе. А в 1888—1890гг. Иван Андреевич
Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного
профессора парикмахерского искусства.
В 1886 г. за участие во
Всероссийской выставке он получает Большую серебряную медаль. А,
участвуя вне конкурса в 1888 г. в Париже и выполнив три прически , он
поразил Высокое жюри и ему вручили бриллиантовые академические Пальмы.
В
1900 г. на Всемирной выставке в Париже ему вручили награды «За
искусство», Золотой крест и Диплом, подтверждающий звание
действительного заслуженного профессора парикмахерского искусства. После
этого Андреев стал признанным профессором парикмахерского искусства,
его приглашали в жюри, экспертом на выставки, конкурсы, показы причесок.
Он побывал во многих столицах Европы.
В 1909г. И. А. Андреев выпустил книгу своих воспоминаний, Альбом
причесок, которые были удостоены высоких наград, был издан первый
каталог.
Парикмахерское дело в СССР.
В первые годы XX века вновь наблюдается преклонение перед
заграницей. Дамские мастера — французы — отводили русским парикмахерам
лишь роль подмастерьев.
И хотя они уже доказали, что никакая сложность дамского
парикмахерского искусства им не страшна, но укоренившаяся в сознании
зависимость от заграницы продолжала довлеть над русскими мастерами. В
первые три десятилетия XX века парикмахерское искусство находилось на
невысоком уровне. Первая мировая война, революция, гражданская война —
все это отрицательно сказалось на уровне жизни общества, не говоря уже о
парикмахерских услугах.
В 1914 г. — появляется «Русская стрижка» — первая короткая женская
стрижка, внесшая такое нежное очарование в облик россиянок. Короткие
волосы дали новый импульс для парикмахеров. Их стали укладывать при
помощи холодной укладки или горячими щипцами.
Это был хоть какой-то «прогресс». Только к концу 30-х годов в России
появляется довольно широкая сеть парикмахерских, оказывающая населению
большой набор услуг.
КУПРЕЯНОВ Николай Николаевич. "Дамский парикмахер". 1920-1922 гг.
Булгаков Борис Петрович. "В парикмахерской". 1924 г.
Наряду с модными в то время стрижками типа «Фокстрот» женские
парикмахеры с успехом выполняли сложные прически методом укладки волос
горячими щипцами.
Стрижка "Фокстрот"
Стрижка "паж”.
Популярна была и длительная завивка (перманент). На коротких волосах
она выполнялась горизонтальным методом, на длинных — вертикальным.
Технологический процесс осуществлялся паровыми или электрическими
аппаратами довольно примитивно, так как аппаратура изготовлялась еще
кустарно. Для окраски употреблялись преимущественно металлические
краски.
В 1936 г. в специальном приказе Народного Комиссариата коммунального
хозяйства РСФСР предусматривалось не только расширение сети
парикмахерских и улучшения их работы, но и коренное изменение методов
работы мастеров. Были разработаны новые правила, новые прейскуранты.
Большое значение имело постановление о присвоении мастерам категории
в зависимости от их квалификации и о введении звания «мастер
парикмахерского дела». Открываются первые салоны. Мастера начинают
работать электрическими машинками для стрижки, появляются аппараты для
электрической и паровой завивки. Парикмахеры в 1938 г. получили трудовые
книжки. К 40-м годам — термическая завивка прочно вошла в арсенал услуг
дамского парикмахера.
Великая Отечественная война перечеркнула все из того, что было создано, страна потеряла много квалифицированных мастеров.
В послевоенный период парикмахерские вновь стали возрождаться из
пепла. Изобретенный в тридцатые годы в США химический метод завивки
волос только к пятидесятым годам будет широко внедрен в парикмахерские
услуги России и других союзных республик бывшего СССР. Наряду с этим
становится популярной укладка волос на бигуди.
Эти виды работ постепенно вытесняли из практики парикмахеров укладку
горячими щипцами, завивку паровыми и электрическими аппаратами. А
появление окислительных красителей из парофенилендиамина (урзол)
позволило упростить технологию и расширить цветовую гамму оттенков при
окраске волос.
Оторванность от внешнего мира и государственные проблемы
переориентировали массу народа от естественного человеческого желания
быть изящным, красивым и нравиться окружающим. Получившая
распространение химическая завивка к концу 50-х выразилась в том, что
женщины стали украшать голову мелкими кудряшками. Но появляются и
огромные, гладко зачесанные головы с сильным тупированием.
Типичная прическа советской женщины 50-х.
А Московский фестиваль украсил женщин прической «Венчик мира».
Перевалив через середину века, парикмахерское дело медленно и уверенно поднимается в очередной раз с колен.
На работу парикмахеров России сильное влияние оказывает кино и
иллюстрированные журналы. Женщины очнулись от страшного сна и с особым
рвением задали работы парикмахерам. Французская актриса Брижит Бардо,
снявшаяся в главной роли в фильме «Бабетта идет на войну», на несколько
десятилетий стала законодательницей моды среди женщин.
Другая актриса — Марина Влади — ввела в моду прямые волосы после фильма «Колдунья».
В 1963-1964 гг. распространяется плетение из волос. Стали применять
дополнительные косы и шиньоны. Парикмахеры после рабочего дня садились
по домам за плетение и тамбуровку париков шиньонов, выполняя срочные
заказы клиентов.
В конце 60-х годов и мужчины стали завивать волосы
при помощи химической завивки. И еще один сюрприз. Возрождается страсть к
парикам.
Это был настоящий бум. На этот момент они были очень
популярны в Европе и Америке. Парики были синтетические, из моноволокна
машинного производства, и их носили как женщины, так и мужчины. Тогда
уже у женщин СССР проявилась национальная черта — купить парик, но при
этом обязательно немецкий, а лучше — японский.
С этого момента отечественные товары не пользуются спросом. Это
прибавило работы парикмахерам, и наметился незначительный подъем.
Прически стали сочетать в себе несколько элементов — стрижку, завивку в
локоны, мягкие волны. Основным инструментом парикмахеров становятся
бигуди, фен.
Сценки из советской парикмахерской.
В начале семидесятых годов наблюдается отток мужчин-парикмахеров, а
это связано с непопулярностью профессии. Мужчины-мастера дорабатывали
свой трудовой стаж, как законопослушные граждане. Молодые юноши не шли в
парикмахеры, считая это зазорным и унизительным «ковыряться» в голове
клиента. Такой настрой сохранятся до конца XХ века.
На смену пришла
прекрасная половина. Женщины России стали интенсивно заполнять
освободившуюся нишу. Они полностью заняли все должности, от уборщицы до
хозяина парикмахерской. Молодая смена мастеров пытается осилить
достижения своих предшественников — мужчин.
В середине 70-х годов в СССР приходит стрижка «Сэссун», которую предложил Видаль Сэссун — английским парикмахерам.
Это было открытие века в технологии стрижки. В лексиконе
парикмахеров появилось понятие модельной стрижки, и наряду с ней
возрастает стоимость услуги. Многие прически делают на базе химической
завивки. Дополнением причесок стали накладные волосы — локоны и косички.
По стране открывается сеть парикмахерских, оборудованных по последнему
слову техники.
Ориентируясь на запад, в стране проводят конкурсы и показы, первый
из которых прошел в 1970 г. В 1981 году на международном конкурсе
парикмахерского мастерства Важей Мхитаряном создается прическа «Музыка»,
которая завоевывает первое место.
Во всех областях и городах СССР появляются экспериментальные
лаборатории по образцу ЦПКТБ/ОТПУ ЦПКТБ Росбытсоюза/ - Центральное
проектно-конструкторское и технологическое бюро Минбыта РСФСР.
Возглавляла его Долорес Кондрашова.
Долорес Кондрашова
И напоследок несколько лирических штрихов.
Искусство цирюльников, брадобреев, парикмахеров не могло пройти от творчества благодарного человечества.
Пожалуй, по части прославленного фольклора только сантехники могут
соперничать с парикмахерами, причем исключительно с одесскими.
Начало
XX века породило и закрепило на многие десятилетия известный анекдот
про одесского парикмахера, который покончил с собой, оставив посмертную
записку: «Всех не переброешь».
Леонид Утесов в своей книге «Спасибо,
сердце!» вспоминает, что был в его детстве «чудаковатый одесский
парикмахер Перчикович», который «отдохновение от своей прозаической
профессии находил в созданном им духовом оркестре, куда он набрал ребят с
соседних улиц».
А известная так называемая блатная песня « Школа
бальных танцев» рассказывала о предприимчивом одесском парикмахере,
который по вечерам менял на своем заведении вывеску, демонстрируя
прообраз известного парикмахерского принципа «два в одном». Песня под
бешеные аплодисменты исполнялась «королем смеха» Владимиром Хенкиным:
"Это школа Соломона Шкляра, Школа бальных танцев, Вам говорят.Две шаги налево, Две шаги направо,Шаг впирод и две назад".
Американский парикмахер. США 1951 год.
Экс-президент США Гарри Трумэн. 1953 год.
Цирюльник. Маникаран, Северная Индия. 2009 год. Индия в наши дни
является самой насыщенной по количеству парикмахеров, особенно уличных.
Памятник цирюльнику. Ростов-на-Дону.